Мастер спорта, заслуженный тренер СССР и РСФСР, судья всероссийской категории Владимир Жилкин работает учителем физкультуры в школе №16 Октябрьского района и тренирует ребят в спортивной школе №1. Он рассказал, как фехтование стало его профессией.
- Владимир Александрович, как вы стали тренером?
- В 12 лет я начал заниматься фехтованием в спортшколе №5 у тренера Виктора Михайловича Вдовина. Были успехи, награды. Я решил связать жизнь со спортом, окончил Смоленский государственный институт физкультуры. Тренер был для меня кумиром, и я хотел пойти по его стопам, учиться там же, где он. Хотя мой отец - инженер завода имени Масленникова - думал, что я поступлю в политехнический институт, стану математиком.
С 1972 года я работал преподавателем физического воспитания, был председателем спортивного клуба Куйбышевского авиационного института, заместителем декана факультета «Ракетостроение» по организационной и спортивно-массовой работе, с разрешения ректора Виктора Павловича Лукачева обучал в группах по фехтованию детей сотрудников. Жил тогда на улице Осипенко, вставал в шесть утра, бежал в институт, сам тренировался, потом занятия со студентами, с детьми, снова тренировался. Возвращался домой поздно и падал спать. Так продолжалось пять лет. Мы отчеканили медали, проводили первенство института по фехтованию, ребята имели хорошие результаты.
В начале 80-х я организовал секцию по фехтованию при школе №54. Именно оттуда пошли наши первые чемпионы СССР, Европы, мира. Я как тренер являюсь первопроходцем в спорте высших достижений по фехтованию в Куйбышеве. ИринаШорина - мастер спорта международного класса, Татьяна Садовская - призер чемпионатов мира и бронзовый призер Олимпийских игр в Барселоне в 1992 году, Сергей Сомов - призер Всемирной универсиады, Анатолий Алякин - чемпион Европы среди ветеранов, Василий Мишагин - призер чемпионатов мира также среди ветеранов.
- Как дальше сложилась ваша жизнь? Знаю, что вы работали за границей, но все-таки вернулись в Самару.
- В 90-е годы я работал по контрактам сначала в Италии, потом в Китае и Вьетнаме. Я не только готовил спортсменов, но и учился сам, приобретал новый опыт. Часто меня спрашивают, почему не остался. Ведь за границей тренерам платят намного больше, чем в России. Менталитет не позволил. Деньги не все решают. Я - патриот и хочу жить и работать на Родине, на Волге, здесь мои корни.
Еще многие не понимают, почему заслуженный тренер России работает учителем физкультуры в обычной школе. Но именно здесь можно заметить талантливых детей в общем потоке и направить их на профессиональные тренировки. В спорте большую роль играет отбор. Способный ученик уже через пять лет может показать международный результат. Ребенок без способностей, сколько бы его ни тренировали, не достигнет успеха.
Также я являюсь тренером-общественником в Октябрьском районе, занимаюсь спортивно-массовой работой. Ребята играют в футбол, баскетбол, волейбол. Я собираю дворовую команду, укрепляю ее фехтовальщиками, и получается сила. Мне нравится работать с детьми, общение с ними ничем не заменишь. Вкладываю в них лучшее из того, что знаю и умею. А высшая педагогическая награда - когда мои ученики приводят на тренировки уже своих детей.
- Насколько правдоподобны сцены фехтования в фильмах? Например, про тех же мушкетеров.
- В кинематографе используется сценическое фехтование. Задача актеров - показать красивые сражения, их движения наигранны, понятны. Спортивное же фехтование скоротечно, и не все улавливают моменты бросков, уколов, разбираются в их сложности... На самом деле мушкетер сильно проигрывает современному мастеру спорта. Первый проводил по два-три боя в неделю, немного тренировался, а второй участвует в 20-25 боях каждый день, проходит силовую, функциональную, атлетическую подготовку.
- Что дают человеку занятия фехтованием?
- Искусство владения оружием было в чести у всех народов с давних времен. Вы знаете, что древнегреческий философ Пифагор был двукратным олимпийским чемпионом по фехтованию и кулачному бою? В его математической школе тех, кто не умел читать, писать, бегать и плавать, считали безграмотными. Внимание уделяли не только умственному развитию, но и физическому. Согласен, что человек должен развиваться всесторонне. Занятия фехтованием, как и другими видами спорта, помогают нам стремиться к совершенству, учат преодолевать трудности, воспитывают характер, развивают лучшие качества личности. Мы последовательно движемся к выбранным целям - к ближней, к средней и к мечте. И при этом учимся быть честными, порядочными, вести себя достойно. Важно научить ребенка чувствовать себя счастливым что бы ни было, даже после поражений.